Сайт сучасного журналіста
Ви - Гість

Меню сайта

Категорії розділу

Головна » Статті » Теорія журналістики

Журналистское расследование как средство борьбы с коррупцией


 

Прежде всего, необходимо разобраться с содержанием понятия «коррупция».

 

Наиболее интересное определение коррупции дал Н. Маккиавели - "использование публичных возможностей в частных интересах".

 

Верное по существу оно, тем не менее, не позволяет очертить круг наиболее опасных проявлений коррупции, на борьбе с которыми необходимо сосредоточить усилия государства и общества.

 

В мировой практике термин «коррупция» (от латинского «corruptio» - подкуп) применяется, как правило, для характеристики прямого использования государственным должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Эта деятельность сопровождается обычно нарушением законодательства.

 

Так, в документах ООН по международной борьбе с коррупцией, последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это понятие включает в себя взяточничество (дачу или получение противозаконного вознаграждения за осуществление или не осуществление тех или иных действий), использование государственных средств для удовлетворения потребностей частных лиц.

 

Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции:

 

кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;

злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса.

 

Междисциплинарная группа по коррупции Совета Европы дала еще более широкое определение: коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. В данном случае субъектом коррупционных деяний может быть не только государственное должностное лицо.

 

Отсюда видно, что в международном сообществе под коррупцией понимается совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или  принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Считается, что более конкретное содержание данного понятия должно вводится национальным законодательством с учетом особенностей той или иной страны.

 

В Российской Федерации до настоящего времени законодательное определение понятия коррупция» отсутствует. В одном из проектов закона "О борьбе с коррупцией" дефиниция "коррупция" определялась как "непредусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ".

 

Проблема определения коррупции для условий современной России весьма актуальна. Эффективная борьба с коррупцией невозможна без достаточно полного и точного раскрытия ее сущности, реальных механизмов и конкретных условий ее возникновения и существования. Тем не менее, в силу сложности коррупции как социального явления это понятие пока не получило однозначного толкования среди специалистов. В рамках действующих правовых норм к коррупционной деятельности наиболее часто относят правонарушения, предусмотренные соответствующими статьями действующих Гражданского, и Уголовного Кодексов (Приложение 1).

Но необходимо признать, что эти коррупционные правонарушения не исчерпывают понятие коррупции как социального явления, оказывающего серьезное негативное влияние на жизнь общества.

 

Определение коррупции, видимо, должно, с одной стороны, позволить отнести к понятию коррупции те процессы и явления, которые в современном общественном сознании уже оказались к ней отнесены или сильно с ней связаны. С другой стороны, слишком широкое определение коррупции не позволит выделить ее специфику среди других негативных явлений российской действительности и, соответственно, снизит эффективность борьбы с ней.

 

Представляется, что с рассматриваемой точки зрения коррупция может быть определена как противоправное извлечение государственным служащим личной выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса. Эта деятельность осуществляется, как правило, в виде оказания услуг третьим лицам, способным обеспечить имеющиеся у государственного служащего потребности в имущественных или неимущественных благах. Наиболее распространенной формой материальных благ, предоставляемой государственному служащему за оказание услуги, является материальное вознаграждение (деньги или товары), оказание ему или его родственникам и знакомым услуг в других сферах (например, организация туристических поездок).

 

Достижение целей коррупционных действий может происходить не сразу, а через некоторые периоды. Например, государственные служащие могут получать гарантии назначения на достаточно высокие должности в негосударственных структурах после их увольнения с государственной службы.

 

В силу действия запрета государственным служащим на занятие бизнесом, они стараются не принимать личного участия в игре на финансовых рынках, доверяя эту деятельность своим агентам. Агенты же действуют вполне легально: это их бизнес. И в этом последнем случае доказать факты нарушения законодательства и, соответственно, привлечь кого-либо к уголовной или иной ответственности практически невозможно: коррупционеры не оставляют следов передачи и получения инсайдовской информации.

 

По мнению специалистов, целесообразно различать коррупцию государственных должностных лиц высокого уровня и коррупцию на бытовом уровне, когда простые граждане вынуждены давать взятки для решения самых насущных жизненных проблем: врачам, учителям и т.п. Цели и механизмы коррупции на этих уровнях сильно различаются.

В коррупционную деятельность на высоком уровне могут быть вовлечены должностные лица, имеющие значительные полномочия и связи в различных органах законодательной и исполнительной власти, экономики, финансов, правоохранительных органов. Эти лица могут обладать неприкосновенностью. Посредством различных правовых комбинаций и решений коррупционная деятельность таких лиц приобретает внешне легитимный характер.

 

Кроме того, необходимо учитывать, что цели «приватизации власти» не всегда являются личными. На достаточно высоких уровнях управления эти цели чаще всего бывают корпоративными и определяются интересами определенных структур, неких группировок, которые уже со своей стороны содействуют достижению личных целей коррумпированных государственных служащих.

 

Общественную опасность представляет любой вид коррупции. Но коррупция на бытовом уровне более заметна для общества и государства, именно против такой коррупции направлены нормы российского законодательства. Коррупция на низшем уровне может успешно расследоваться в рамках традиционных методик расследования взяточничества, служебного подлога и других должностных преступлений. Субъекты такой коррупции не связаны тесно между собой, не  наделены широкими полномочиями, не имеют эффективной, многоуровневой зашиты от возможного привлечения к уголовной или иной ответственности. Существенный признак простой коррупции – отсутствие реальной возможности влиять на высшую законодательную и исполнительную власть.

 

Необходимо отметить, что отсутствие достаточно разработанной и законодательно закрепленной дефиниции "коррупция" размывает границы этого опасного явления, предоставляя ему скрываться от общественного контроля с помощью механизмов неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны. Это существенно усложняет выявление фактов коррупционной деятельности, увеличивает опасность проведения журналистских расследований по этим фактам. В результате опубликования результатов расследований журналист может быть обвинен в нарушении прав и свобод человека и к нему может быть применена установленная законодательством юридическая ответственность.

 

Все  вышеизложенное свидетельствует о том, что по сущности своей коррупция является опасным, сложным, распространенным и устойчивым явлением, имеющем антисоциальную, а часто и противоправную направленность.

 

 

 

Опасность коррупции обусловлена тем, что она:

 

-               разрушает один из основополагающих конституционных принципов государственного устройства – законность деятельности его властных структур;

 

-         вызывает широкое недовольство членов общества, несправедливостью принимаемых государственными служащими решений, беззащитностью перед произволом власти;

 

-                     подрывает моральные устои общества и дискредитирует государственные органы власти;

 

-                     наносит стране политический, экономический и иной ущерб, подрывая возможность ее успешного демократического развития.

 

 

Таким образом, коррупция является сложным социально-правовым явлением, оказывающим существенное негативное влияние на демократическое развитие общества, До настоящего времени отсутствуют однозначное восприятие специалистами ее содержания, а также представления о наиболее эффективных способах и средствах борьбы с ней. В силу недостаточной правовой определенности дефиниции "коррупция"  борьба с ней и, в частности, журналистские расследования могут быть сопряжены с нарушением прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, общепризнанных принципов и норм международного права, а также с применением к журналистам, проводящим расследования, юридической ответственности.

Категорія: Теорія журналістики | Додав: Lubava (2009-12-11)
Переглядів: 2193 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Форма входу

Пошук

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Сайт створено в дизайн-студії «Аватар» © 2009
Використання інформації дозволяється при умові гіперпосилання на сайт www.korrespondent.at.ua
(для друкованих ЗМІ з письмового дозволу автора).
Сайт управляється системою uCoz