Сайт сучасного журналіста
Ви - Гість

Меню сайта

Категорії розділу

Головна » 2011 » Лютий » 15 » Структура журналистского текста
7:13 PM
Структура журналистского текста
Журналистский текст – это не просто набор слов и предложений, расположенных на странице в свободном порядке. Он должен иметь определенную структуру. Конечно, наличие перечисленных ниже пунктов не гарантирует, что текст получится качественным, но облегчает понимание, чем статья отличается от случайного куска текста.
•    Заголовок.
Название текста. Главная функция заголовка – привлечь внимание читателей к тексту. Чем ярче заголовок, тем больше шансов, что статью прочитают.
•    Подзаголовки.
Подзаголовки бывают двух типов. Подзаголовок всего текста служит пояснением к заголовку. Подзаголовки в основной части статьи маркируют начало новой главки, как правило, они обязательны в тексте, превышающем 3-4 тысячи знаков.
•    Лидер-абзац.
Первый абзац текста. Обычно выделяется жирным шрифтом. По стилю лидер-абзацы бывают разными, но их общая задача – заинтересовать читателя и коротко рассказать, чему посвящен текст.
•    Основная часть.
Собственно сам текст. Если статья не больше 1500-2000 знаков, то на разделы она не разбивается. Если больше – разбивается в обязательном порядке, так как читать *КИРПИЧ* крайне сложно.
•    Дополнительные материалы.
Приложение к основному тексту. Выделяются графическими средствами. В каждой редакции эти дополнения называют по-своему. Самые распространенные названия – «врезка», «выноска», «плашка», «подверстка». Средний объем дополнений – от 300 до 1500 знаков. Обычно в этих приложениях публикуются комментарии экспертов, слова благодарности, ссылки на интернет-сайты или вспомогательная информация, не попавшая в основной текст. С одной стороны, если дополнения отсутствуют, то статья не теряет смысла. С другой стороны, с ними материал читать интереснее.
Ошибочный путь
Чем журналистский текст не является?
•    Школьным сочинением.
На уроках литературы школьников учат, как логично и грамотно излагать мысли. Главная цель сочинения – показать учительнице, насколько ученик овладел этим умением. Как правило, в сочинениях просто повторяются чужие суждения и идеи, и для стороннего читателя эти тексты совершенно неинтересны. На чтение подобных материалов редактор тратит не больше 30 секунд, а потом отправляет в корзину.
Пример нежурналистского текста.
Вот начало статьи, которая вполне сошла бы за сочинение на тему «Взаимоотношение поколений». Даже самая стойкая учительница заснет к концу этого абзаца:
«Многие люди утверждают, что молодое поколение их совсем не уважает, относится к ним не как к старшим и мудрым, а как к своим ровесникам, а то и еще хуже. Но я хочу вступиться за молодежь. У нас довольно сложный возраст, жизненные ценности и приоритеты еще не совсем установлены, и наше отношение к кому-либо зависит от того, как этот человек поведет себя с нами в той или иной ситуации».
•    Сообщением в интернете.
Очень часто в редакции поступают тексты, которые до этого были опубликованы в «Заметках» на сайте «ВКонтакте» или на сайте Livejournal.com. Внешне такие сообщения похожи на один из самых престижных жанров журналистики – на авторскую *КОЛОНКУ*. Только обычно издания печатают колонки известных журналистов, чье мнение будет любопытно читателям. А кому интересны сумбурные рассуждения какого-нибудь Славика-Меланхолика-Трофимова или автора под ником basilisk?
Пример нежурналистского текста.
Подобными статьями интернет забит под завязку:
«Гении кончают плохо. Или ужасно с точки зрения других обычных людей, не гениев. Я знаю крайне мало исключений из этого правила, а точнее – ровно одно на сегодняшний день. Может, завтра их будет больше, а может, и это одно переменится, как знать. Для меня судьба гениев всегда была, как ни странно, таким себе непостижимым присутствием бога. Человек делает что-то прекрасно-божественное, после чего его жизнь крайне быстро обрывается, что вызывает еще больший ступор, чем его гений».
•    Художественной прозой.
Многие начинающие авторы путают журналистику и художественную прозу. Они присылают в редакции пространные тексты с вычурным стилем и множеством метафор. Чтобы понять смысл подобных работ, нужно долго продираться сквозь лес из прилагательных и придаточных.
Пример нежурналистского текста.
Вот очень типичный образец таких текстов:
«Раньше. Чем я была раньше? Я очень любила называть свой образ жизни "печальной юностью", жаловалась на взрослых, исподлобья смотрела на людей в метро, таких скучных, таких замкнутых в себе. То время мне запомнилось, как одна холодная и промозглая осень, оно прошагало, оставив мне стопку тетрадей с мыслями, прошагало, чтобы на следующий год подарить мне ту самую весну».
Материал из WikiMig
Категорія: Матеріали журналіста | Переглядів: 12290 | Додав: Lubava
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Форма входу

Пошук

Архів записів

Статистика


Онлайн всього: 3
Гостей: 3
Користувачів: 0
Сайт створено в дизайн-студії «Аватар» © 2009
Використання інформації дозволяється при умові гіперпосилання на сайт www.korrespondent.at.ua
(для друкованих ЗМІ з письмового дозволу автора).
Сайт управляється системою uCoz