Сайт сучасного журналіста
Ви - Гість

Меню сайта

Категорії розділу

Головна » 2011 » Лютий » 15 » Основные принципы (Выбор темы)
7:04 PM
Основные принципы (Выбор темы)

Чтобы не писать никому не нужные статьи, следует исходить из следующих принципов:

    * Интерес читателя
Это первоначальный фильтр, через который необходимо просеивать все предложения вашего сознания. Журналистский текст это не школьное сочинение, которое учитель проверит по долгу службы, и не сообщение в блоге, которое друзья прочитают от скуки. Единственная возможность повлиять на человека, взявшего в руки журнал или газету, – заинтересовать его.
    * Формат издания
Интересных тем очень много. Чтобы сузить круг поиска и наконец-то ухватить за хвост ту самую, наиболее подходящую тему, нужно понять, в какое издание вы собираетесь писать текст. Задайте себе несколько вопросов:

Кто главный читатель издания?

Новость о специальных магазинах для пенсионеров вряд ли будет интересна читательницам журнала для беременных. Аудитория модного молодежного издания не поймет статью про позднее творчество В. Верещагина (автора картины «Апофеоз войны»). Любители антиквариата не обрадуются, если в альманахе «Старинное искусство» появится большой текст про паркур. Когда придумываешь тему, нужно четко представлять себе читателя: что ему интересно, чем он занимается в жизни и даже то, где он обычно читает издание – в метро, на работе или дома.

В какую рубрику я хочу написать текст?

Бессмысленно предлагать большой материал про прыжки с парашютом, если у журнала даже нет рубрики, посвященной спорту. Крайне странно писать текст о болезнях домашних животных, если у издания не предусмотрен соответствующий раздел. Структура рубрик достаточно жесткая, и поэтому при выборе темы нужно четко представлять, в какой из них может оказаться ваш текст. Издания крайне редко вводят новую рубрику специально для какого-то материала.

В каком стиле написаны статьи издания?

Если газета или журнал исповедуют шутливый, развлекательный стиль, то вам будет очень сложно написать материал на серьезную тему, которая требует читательского внимания. И наоборот: аудитория делового еженедельника сильно удивится, если про кризис банковской ликвидности ей будут рассказывать на сетевом жаргоне.
Алгоритм действий

Как самостоятельно (без помощи редактора) придумать оригинальную и интересную тему? Рассмотрим основные этапы этого процесса.

    * Подготовка

В начале нужно настроить себя на то, что подходящая тема вряд ли возникнет сразу же. На придумывание темы может уйти от пары минут до нескольких дней. Главное, останавливайтесь только тогда, когда станет понятно, что та самая тема уже найдена. И не забывайте про основные принципы.

    * Первый штурм

Прежде всего, нужно четко очертить круг поиска. Задайте себе следующие вопросы:

   1. В какое издание вы собираетесь писать статью?
   2. Кто его главный читатель?
   3. В какую рубрику пойдет ваш текст?
   4. Каков предполагаемый объем статьи?

Отвечайте подробно, без знаменитой реплики внутреннего лентяя «ну, дальше и так все понятно!» Скорее всего, ваше сознание уже на этом этапе само начнет предлагать какие-то варианты. Какими бы бредовыми и неподходящими они не казались, запишите их. Из этого сора могут торчать уши настоящей темы.

Пример.

Вы позвонили в редакцию студенческого журнала и предложили свои услуги. Вам дали пробное задание: нужно написать текст в рубрику «Здоровье», объем – 8000 знаков. Аудитория издания – студенты. Понятно, что молодых людей проблемы здоровья почти не волнуют. Но все же – что их может беспокоить? Записываем все подряд.

·        насморк

·        грипп

·        бородавки

·        заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП)

·        лишний вес

Насморк и бородавки можно смело вычеркнуть. А вот ЗППП и лишний вес, на первый взгляд, кажутся подходящими темами. Все, звоним редактору? Нет, спешить не стоит.

 

    * Перепроверка

Вы – не единственный журналист на свете. Это значит, что до вас кто-то уже придумывал темы в похожие рубрики. А в большинстве изданий господствует правило: читателю заведомо неинтересно то, о чем уже писали. Поэтому возьмите ваш предварительный список и тщательно проверьте его.

Посмотрите, что уже было в этом издании раньше.

Конечно, физически невозможно просмотреть все номера газеты или журнала. Но если вы ознакомитесь хотя бы с несколькими статьями из той рубрики, в которую собираетесь написать материал, то уже станет более-менее ясно, в правильном ли направлении вы двигаетесь. Найти нужные вам тексты можно несколькими способами:

·        Взять пару номеров непосредственно в редакции – например, после собеседования.

·        Выйти на сайт издания и, если там есть архив, скачать прошлые номера.

·        Расспросить редактора, какие статьи публиковались в издании до этого.

Посмотрите, что было в других СМИ.

Читатель мог видеть похожий текст не только в том издании, с которым вы сотрудничаете, но и в других журналах или газетах. Наберите в поисковике названия лучших тем из вашего списка. Если выпадет десяток подобных текстов, то «мозговой штурм» стоит еще продолжить.

Пример.

Заходим на сайт студенческого журнала и вводим в окне «поиск» слова «сифилис, гонорея, СПИД». Результат – за последний год издание опубликовало несколько статей о заболеваниях, передающихся половым путем. Та же ситуация и с ожирением.

Теперь по очереди вводим те же ключевые слова в поисковой системе. Результат еще более удручающий: интернет под завязку забит статьями на эти темы. Только вот что интересно: все материалы построены по стандартной схеме и похожи друг на друга, словно их писал один и тот же плодовитый автор. Значит, все не так плохо и шаблонность журналистов-конкурентов дает нам шанс. Темы пока не зачеркиваем, а только обводим красным цветом.

 

    * Второй штурм

Может так случиться, что после перепроверки в списке не останется ни одного пункта. Значит, все, что вы придумали до этого, было банальным. Чтобы сгенерировать более оригинальные темы, следует использовать следующие приемы:

Фантазия.

Представьте потенциального читателя издания: как он встает утром, куда идет, что видит. Смотрите на мир его глазами и спрашивайте себя, что именно ему интересно, что его тревожит. Так можно обнаружить тему, которую не заметили ваши предшественники.

Пример.

Закрываем глаза и представляем обыкновенного студента. Вот он с трудом встает утром: до двух ночи сидел «ВКонтакте», а теперь нужно бежать на лекцию. Несколько тем уже есть: «О вреде ночного сидения перед компьютером», «К чему ведет постоянное недосыпание».

Вот студент, завидев автобус, бежит на остановку. Появляется еще одна тема: «Психологический вред постоянных опозданий».

Пока мы доберемся до того момента, когда студент наконец-то вернется в постель, у нас уже будет огромный список тем. Оставляем самые лучшие:

«Психологический вред постоянных опозданий».

«Сон на лекциях: польза или вред?»

 

Технология.

Используйте интернет. Какими ключевыми словами можно описать содержание рубрики? Вводите их по очереди в поисковой системе и методично просматривайте результаты поиска. Скорее всего, рано или поздно вы найдете несколько интересных тем.

Пример.

Набираем в поисковике слова «болезнь», «здоровье». Кое-где мелькает слово «лекарства». Потянем за эту ниточку: может, написать статью про основные мифы, связанные со всевозможными таблетками, порошками и микстурами? Вносим в список:

«Семь мифов о лекарствах».

 

Поворот.

Самый продуктивный прием – взять избитую тему и показать ее с неожиданной стороны. Как это сделать?

Противоположность:

У любой проблемы есть противоположная сторона, которую обычно никто не замечает. И бывает достаточно развернуть тему на 180º, чтобы привлечь внимание читателя к самому скучному вопросу.

Пример.

Возьмем тему «Лишний вес». Все пишут о том, как похудеть. Но ведь есть люди, которых наоборот волнует, как пополнеть и перестать быть похожим на карандаш. И вот что парадоксально: статью «Как быстро и эффективно пополнеть» обязательно прочтут даже те, кто хочет сбросить лишние килограммы.

Теперь покопаемся в заболеваниях, передающихся половым путем. Как правило, издание рассказывают о том, как не заразиться ими. Так может, написать статью «Как гарантированно подхватить ЗППП»? Понятно, что мы не будем призывать читателей охотиться за инфицированными людьми. Напротив, с помощью этого оригинального поворота в очередной раз поведаем о том, как избежать заражения венерическими болезнями.

Вводим в список два новых пункта:

«Как быстро и эффективно пополнеть».

«Как гарантированно подхватить ЗППП».

 

Разбор деталей:

Любая тема, словно мозаика, состоит из кусочков, которые потом, при написании текста, становятся частями статьи. Некоторые из этих кусочков носят вспомогательный характер и при всем старании никак не могут попасть в текст. Другие же, наоборот, вполне достойны этого. Главное – обнаружить их и, чуть обработав, грамотно подать читателю.

 

Пример.

Начнем с темы «Лишний вес». Из чего состоит процесс похудения? Диета, психологическая борьба с собой, ежедневные взвешивания, а у тех, кто давно и безрезультатно пытается сбросить излишние килограммы, – мучительные сны, наполненные аппетитными куриными ножками, салатами и тортами. Может, об этом и написать? Вот еще одна тема: «Семь самых страшных кошмаров худеющего человека».

Теперь – ЗППП. Эта мозаика состоит не из самых приятных кусочков: незащищенный половый контакт, первые признаки заражения, посещение кожно-венерологического диспансера (КВД), лечение. Так, стоп! А что, если написать репортаж «Поход в КВД»? Ведь у большинства читателей очень размытые представления об этом учреждении. Значит, нужно проверить, так ли страшен КВД, как его малюют.

Итак, в списке появились еще две новые темы:

«Семь самых страшных кошмаров худеющего человека».

Репортаж на тему «Поход в КВД».

 

Нестандарт:

Наиболее сложный способ поворота темы, пожалуй, даже вершина журналистского мастерства. Тема подается с парадоксальной, эпатажной или абсурдной точки зрения. Внимание читателя привлекается за счет самой формы подачи информации.

Пример.

Включаем все свои художественные способности и пытаемся вспомнить все, что связано с лишним весом. Диета, самые худые люди, самые толстые люди, толстяки, борьба сумо, сумоисты. Вот оно! «Чем питаются женщины-сумоистки» или лучше – «Интервью с женщиной-сумоисткой».

Точно таким же образом атакуем ЗППП. История сифилиса, история презерватива, изобретатель презерватива, известные личности, болевшие ЗППП. Готово: «Семь сифилитиков, которые перевернули мир» (речь пойдет о деятелях XVIII-ХIХ веков, когда этим заболеванием страдали многие: от бедняков до королей). Конечно, в этой статье мы не станем утверждать: «Хочешь перевернуть мир – поскорее подхвати сифилис». Наоборот, материал выполнит прямо противоположные задачи: в нем будет рассказано и о самой болезни, и о том, как с ней бороться. Плюс известность персонажей акцентирует внимание на том, что подхватить подобную болезнь может абсолютно любой.

Вносим свежие идеи в список:

«Интервью с женщиной-сумоисткой».

«Семь сифилитиков, которые перевернули мир».

 

    * Подведение итогов

На заключительном этапе нужно составить список «финалистов» и еще раз тщательно рассмотреть каждую тему. Если по поводу какой-то темы возникают сомнения, то ее лучше вычеркнуть. То же самое следует сделать, если тема кажется совершенно неподъемной. Но не выкидывайте хорошие идеи, а сохраните где-нибудь: рано или поздно они пригодятся. В итоговом списке оставьте от трех до пяти тем, чтобы редактору было из чего выбрать. Не отправляйте список только с названиями: напишите коротко, какова будет главная идея текста.

Пример.

Сводим лучшие темы в единый список и видим, что выбор довольно большой.

Темы, связанные с похудением:

«Как быстро и эффективно пополнеть».

«Семь самых страшных кошмаров худеющего человека».

«Интервью с женщиной-сумоисткой».

Темы, связанные с ЗППП:

«Как гарантированно подхватить сифилис и гонорею».

«Поход в КВД».

«Семь сифилитиков, которые перевернули мир».

Остальные темы:

«Психологический вред постоянных опозданий».

«Сон на лекциях: польза или вред?»

«Семь мифов о лекарствах».
Категорія: Матеріали журналіста | Переглядів: 1608 | Додав: Lubava
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Форма входу

Пошук

Архів записів

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Сайт створено в дизайн-студії «Аватар» © 2009
Використання інформації дозволяється при умові гіперпосилання на сайт www.korrespondent.at.ua
(для друкованих ЗМІ з письмового дозволу автора).
Сайт управляється системою uCoz