Сайт сучасного журналіста
Ви - Гість

Меню сайта

Категорії розділу

Головна » Статті » Теорія журналістики

Пятнадцать принципов верстки
Как показывают исследования, люди воспринимают компоненты полосы в таком порядке: основная фотография, самый большой заголовок, правый верхний угол страницы, любая статья с иллюстрацией, затем все статьи в зависимости от размера их заголовков. Всех без исключения читателей раздражает, если страница не сфокусирована на чем-то, когда на полосе нет ни одной броской статьи или иллюстрации. Такие макеты скучны, сбивают с толку, затрудняют чтение.

Следует принимать в расчет культурные факторы, различные для разных стран, многие другие факторы. Есть, однако, некоторые правила, которые сочтут подходящими журналисты в любой газете и в любой стране:

1. Прежде, чем приступить к верстке полос своего раздела, прикиньте, какие статьи и фотографии вы собираетесь на них размещать.
Сделайте базовую прикидку размещения фотографий и статей на всех полосах, чтобы добиться упоминавшегося выше разнообразия. Во многих газетах нужно делать макет полосы еще до того, как будет известно все ее содержание. Но это не должно останавливать вас при планировании. Возможно, стоит составить план всех ваших полос и поглядеть, не имеет ли смысл переставить в друго место какие-нибудь рекламные материалы. Другой пример: если вам требуется разместить вертикальную фотографию высотой 25 сантиметров, не стоит помещать ее на полосу, где засилье рекламы оставляет для редакционных материалов пространство высотой только 20 сантиметров.

2. Первый шаг при разработке чего бы то ни было — осознать все проблемы.
Когда вы сделаете это, искомое решение начнет приобретать форму. Поэтому, прежде чем приступить к разработке полосы, вам следует знать не только то, что вы хотите на ней разместить, но и какого эффекта хотите добиться. Этот навык при верстке приходит исключительно с опытом, поскольку он связан с умением видеть внутренним зрением смакетированную полосу еще до того, как вы займетесь макетом.

3. Если у рекламных объявлений неудобный объем или форма, если они нарушают ваш идеал дизайна, выясните, можно ли перенести их куда-нибудь в другое место.
Обычно можно. Как правило, рекламодатели вынуждены дополнительно платить за то, чтобы их объявлению было гарантировано то или иное место, поэтому в рекламном отделе газеты обязательно будет сделана соответствующая запись. Обратитесь к работникам рекламного отдела газеты, они обычно выручают в такой ситуации.

4. Первое, что надо определить для каждой полосы, — объем и формат основного текста и фотографии.
Все прочее будет подчинено этому. В большинстве случаев фотография стоит на первом месте лишь потому, что слова более податливы. И никогда не позволяйте соображениям удобства либо нежеланию возиться с сокращением текста заманить вас в ловушку и заставить урезать фото либо, еще того хуже, пытаться втиснуть в квадратную форму снимок, изображение на котором требует прямоугольного формата.
Многих журналистов, особенно молодых, страшно пугает мысль, что фотографии имеют столь большое значение при макетировании. Но мы живем в такое время, когда большинство людей получают информацию в основном по телевизору. Каждое последующее поколение будет все менее привычно к печатному слову как основному источнику информации. Жалуйтесь сколько угодно на снижение образованности, на то, что молодежь не читает книги, как прежде — но делайте это в частном порядке. Если вы выпускаете в наши дни газету, вам придется смириться с этим — либо понести ущерб от пренебрежения этими соображениями.

5. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации забивали ее.
Каждая полоса должна быть визуально сфокусирована, и если на ней располагаются несколько фотоснимков примерно одного размера, фокуса не будет. Читатель будет рыскать глазами по странице в поисках основного материала — и не сможет его найти. Правильный подход к делу поможет вам выбрать один по-настоящему сильный снимок и дать ему достаточно места на полосе.
Слишком много газет крайне скупо выделяют место для фотоснимков. Спросите работников этих газет, в чем дело, и они скажут, что у них ”недостаточно места”. Но если сложить тот объем, что они выделяют под несколько снимков на одной полосе, то окажется, что в сумме его с лихвой хватило бы на то, чтобы эффективно развернуть на той же странице один снимок. Единственное исключение из этого правила — когда вы используете несколько снимков как единое целое.

6. Снимки нужно помещать посреди текста.
Фотографии выполняют множество функций. Что касается макета, в этом плане особенно важны две из них. Во-первых, они освещают все полосу, распространяя свет посреди текста, который иначе представлял бы из себя монолитную структуру. Во-вторых, они делят печатный текст на части. Эти функции фотографии смогут эффективно выполнять только тогда, когда располагаются ближе к центру полосы, а не оттеснены к полям. Снимки на полях вносят визуальный дисбаланс.

7. Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее всех заголовков на полосе.
В конце концов, что толку иметь основную статью, о которой никто не знает, что она — основная. А основная статья вам нужна. Правило о ”40%” — не догма, а руководство к достижению различий в размере, необходимых для того, чтобы четко определить, какая статья основная, а какая нет.

8. Группируйте сходные по содержанию небольшие материалы вместе.
Коротенькие информационные заметки, спортивные результаты и другие подобные материалы следует группировать воедино. Читателю будет намного удобнее, если все они будут находиться в одном месте, а вам будет проще создать хороший макет страницы.

9. Не допускайте, чтобы в нижней части полоса распадалась на множество мелких заметок.
Так же, как в фокусе, полоса нуждается в якоре, иначе ее содержание начнет распадаться на все меньшие по объему материалы, так что в конце концов фундамент полосы будет состоять из россыпи заметок в один абзац. Это то, что дизайнеры называют ”эффектом водопада”. Они не любят этот эффект, и совершенно справедливо. Лучше поместить одну большую статью на всю ширину свободного пространства в нижней части полосы либо переместить туда рекламу.

10. Не забывайте о напряжении, возникающем между статьями, расположенными вертикально и горизонтально.
Живость и энергию газетным страницам придает контраст, или напряжение между горизонталью и вертикалью.

11. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.
Один из лучших сопособов создать скучную страницу — сделать так, чтобы значительная часть находящихся на ней статей имела заголовки одинаковой ширины. Можно сделать страницу еще скучнее — поместить статьи с заголовками одинаковой ширины друг под другом. Например, если статья шириной в три колонки находится над другой статьей той же ширины, ее заголовок можно расположить на одной колонке — на средней.

12. Старайтесь не выстраивать заголовки в одну линию.
Это не просто вопрос утомительности. Заголовки, сталкивающиеся друг с другом, затрудняют чтение. А расположенные бок о бок заголовки одинаковой ширины затрудняют его еще больше. Если же эти заголовки достаточно объемны, то их леко принять за единое целое. Этого опять-таки легко избежать, используя фотографии.

13. Используйте графику, чтобы оживить подачу материала.

Это особенно благотворно сказывается на тех полосах, где есть много слепого текста вдали от основной фотографии. Ценность любого текста только возрастет, если к нему есть иллюстрация, пусть и маленькая.

14. Помните: выделить все — не выделить ничего.
Вам следует решить, каким материалам будет уделено основное внимание, и пусть дизайн прочих будет более спокойным. В конце концов, алмазная брошь куда эффектнее смотрится на простом черном платье, чем на пестрой блузке.

15. Все время изучайте другие газеты.
Анализируйте причины их успеха. Не ограничивайтесь только изданиями, выходящими в вашей стране. Ищите, где только можете, зарубежные газеты и изучайте их.

Представляется разумным принять концепцию универсального подхода к газетному дизайну. Однако универсальный не значит одинаковый для всех. С учетом творческих способностей газетных дизайнеров должны быть и будут индивидуальные интерпретации газетного дизайна.

Рольф Ф. Рехе
Категорія: Теорія журналістики | Додав: Lubava (2009-09-01)
Переглядів: 796 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Форма входу

Логін:
Пароль:

Пошук

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Сайт створено в дизайн-студії «Аватар» © 2009
Використання інформації дозволяється при умові гіперпосилання на сайт www.korrespondent.at.ua
(для друкованих ЗМІ з письмового дозволу автора).
Сайт управляється системою uCoz